Микро кредитование малого бизнеса*
По оценкам Российского Микрофинансового Центра и Ресурсного центра малого предпринимательства, из 6 млн зарегистрированных субъектов малого предпринимательства потребность в микрокредитовании испытывают не менее 3 млн предпринимателей и юридических лиц. При этом рынок текущего спроса на микрофинансовые услуги в предпринимательском секторе оценивается примерно в $6-8 млрд, в то время как охват рынка всеми существующими МФО не превышает 10%, или $600 млн в количественном выражении*(2).
Следует также констатировать, что за последние годы в Российской Федерации растет интерес к индустрии микрофинансирования как со стороны потенциальных участников рынка, так и со стороны органов государственной власти и предпринимательского сообщества, что приводит к ускорению развития рынка предложения.

Типология организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги*(3)
В России организации, предоставляющие микрофинансовые услуги, могут легитимно функционировать в различных организационно-правовых формах (рис. 1). Именно такое многообразие обеспечивает эффективность развития рынка микрофинансовых услуг. Как правило, на данном этапе развития рынка это некоммерческие организации, такие, как потребительские (кредитные) кооперативы и фонды поддержки предпринимательства, а также банки, реализующие микрофинансовые программы.
1. Банки, реализующие микрофинансовые программы
В последний год значительно возрос интерес банков к развитию этого направления в своей продуктовой линейке. Многие банки с российским капиталом, никогда не работавшие по специальным программам, например по программе ЕБРР, успешно начинают реализацию проектов микрокредитования. Среди самых ярких примеров последнего времени - Внешторгбанк Розничные услуги, АКБ "Союз", Углеметбанк, Росбанк и другие. Вместе с тем существуют естественные ограничения относительно степени проникновения банков на микрофинансовый рынок, скажем касающиеся минимального размера рентабельного кредита или освоения сельских территорий, и здесь взаимодействие с МФО является эффективным методом взаимоотношений с микропредприятиями. Учитывая громадную емкость рынка, а также активную заинтересованность и крупных, и мелких банков в увеличении числа малых предприятий в своих кредитных портфелях, можно ожидать, что в ближайшие годы предложение банками микрокредитных продуктов будет только расширяться.
"Рис. 1. Типология организаций, оказывающих микрофинансовые услуги (без учета их обособленных подразделений, филиалов и сетей, а также банков): общая численность зарегистрированных учреждений и доля рынка"
2. Кредитные кооперативы всех типов
Это самая быстрорастущая и многочисленная группа организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги и активно развивающих программы кредитования предпринимателей. По имеющейся информации на начало 2006 года в Российской Федерации насчитывалось не менее 1500 таких организаций. Кроме того, важно отметить, что в настоящий момент в качестве направлений кредитной кооперации достаточно динамично развивается система сельской кредитной кооперации и потребительской кредитной кооперации граждан. Например, в период с 1998 по 2005 г. численность кредитных кооперативов увеличилась более чем в 25 раз.
Сегодня в России функционирует более 550 сельских потребительских кредитных кооперативов (СКПК), действующих в 55 регионах страны и объединяющих около 32 тысяч членов, а также около 600 кредитных потребительских кооперативов граждан (КПКГ).
Интересно отметить, что в течение длительного времени кредитная кооперация наиболее интенсивно развивалась в южных регионах страны. Так, на долю Южного федерального округа несколько лет назад приходилось 36,4% от общего числа сельских кредитных кооперативов России, Приволжского - 16,5%, Сибирского - 21,2%, Центрального - 7,3%, Северо-Западного - 5,8%, Уральского - 8,3%, Дальневосточного - 10,7%. В настоящее время происходит выравнивание уровней развития системы кредитной кооперации в различных регионах Российской Федерации, хотя следует отметить, что в некоторых из них до сих пор нет ни одного работающего кредитного кооператива. Причина этому зачастую - недостаточное внимание к теме со стороны региональных и муниципальных органов власти, не поддерживающих создание инициативных групп. Вместе с тем опыт регионов, где органы власти в большей степени заботятся о развитии кредитной кооперации (не вмешиваясь непосредственно в деятельность кооперативов!), таких, как Волгоградская, Ростовская, Кемеровская области, Республика Алтай и многие другие, свидетельствует о высокой эффективности их работы по кредитованию малого бизнеса.
Кредитные кооперативы занимают особое место и с точки зрения их вклада в финансирование малого бизнеса. Во-первых, их деятельность основана на типичных для России принципах коллективного управления и совместного распоряжения собственностью - в данном случае денежными средствами, что повышает доверие к ним со стороны населения и предпринимателей. Во-вторых, кредитные кооперативы часто действуют в тех районах, где нет альтернативного предложения финансовых ресурсов, например в сельской местности, на ограниченных или локальных рынках.
Соответственно институты кредитной кооперации выполняют функции развития предпринимательства двумя способами: как путем прямого кредитования бизнес-проектов, так и за счет стимулирования потребительского спроса на продукты и услуги, производимые в том регионе или районе, где действует кредитный кооператив (КК).
3. Региональные и муниципальные фонды поддержки малого
предпринимательства
После отмены соответствующих статей Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" фонды поддержки малого предпринимательства действуют в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях". Произошло выравнивание правового регулирования деятельности государственных и частных фондов (поскольку первые потеряли преференцию). И если раньше правом на выдачу краткосрочных кредитов без приобретения лицензии на банковскую деятельность обладали только государственные фонды, то теперь и государственные (муниципальные), и частные фонды выдают займы, что ставит их в равные конкурентные условия.
Продолжают динамично развиваться микрофинансовые программы региональных фондов в Свердловской, Воронежской, Белгородской, Иркутской, Новгородской, Ивановской, Мурманской областях, Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия и других регионах. Каждый из указанных региональных фондов обладает портфелем микрозаймов в сумме от 10 до 30 млн руб. и выдает от 100 до 300 микрозаймов ежемесячно. Всего на сегодняшний день более 25 региональных и 100 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства (ПМП) активно осуществляют целевую выдачу микрозаймов на развитие начинающего предпринимательства. В настоящее время стоит вопрос о дальнейшем развитии законодательства о фондах ПМП, в том числе путем упрощения схемы их преобразования в небанковские депозитно-кредитные организации.
4. Неправительственные микрофинансовые организации,
созданные в рамках международных проектов
В эту группу вошли крупные, с четко выраженной микрофинансовой специализацией, институты, созданные с участием международных организаций, а также их представительства и филиалы, работающие на территории России. В основном участники данной группы представлены в форме частных фондов ПМП. Среди лидеров группы можно выделить:
Фонд поддержки малого предпринимательства "ФОРА" - крупнейшую в России небанковскую микрофинансовую организацию с 29 филиалами, работающими в 16 российских регионах;
Филиалы Международной микрофинансовой компании "ФИНКА Интернэшнл, ООО";
Фонд поддержки малого предпринимательства "Каунтерпарт Бизнес Фонд", успешно реализующий микрофинансовую программу на Дальнем Востоке;
Женскую Микрофинансовую Сеть, созданную при участии и поддержке Всемирного Женского Банка на средства гранта, выделенного Фондом Форда (на момент анкетирования работала в шести российских регионах).
Хотя на долю неправительственных МФО приходится всего лишь 3% от общего объема предоставляемых микрофинансовых услуг, этот тип организаций формирует существенную часть предложений на микрофинансовом рынке.
Следует отметить имеющую место тенденцию к трансформации некоммерческих МФО в кредитные организации. Так, указанный фонд "ФОРА" в 2005 году создал ФОРУС-банк, Женская Микрофинансовая Сеть - первую в России небанковскую депозитно-кредитную организацию. Это движение происходит в соответствии с ведущими мировыми тенденциями, поскольку позволяет привлекать больше коммерческого капитала и средств населения для реализации микрофинансовых программ, при сохранении в новых организациях отработанных методик кредитования микропредприятий и миссии микрофинансирования. Можно с большой долей вероятности предположить, что действующий тренд на "кредитизацию" некоммерческих МФО в течение нескольких ближайших лет сохранится.
Целевые клиентские группы российских микрофинансовых организаций
Основными получателями микрофинансовых услуг являются индивидуальные предприниматели. С ними работают 80% российских МФО. Физические лица - вторая по численности клиентская группа МФО. Малые предприятия - юридические лица являются получателями микрофинансовых услуг более чем у 50% МФО. И наконец, 40% МФО оказывают финансовую поддержку крестьянским (фермерским) хозяйствам (К(ф)Х). Структура клиентской базы во многом определяется типом организации, предоставляющей микрофинансовые услуги.
Например, более 90% всех кредитных потребительских кооперативов граждан предоставляют микрофинансовые услуги физическим лицам, а 2/3 из них работают с индивидуальными предпринимателями, в то время как основная масса клиентов фондов поддержки предпринимательства состоит из ПБОЮЛ и юридических лиц.
У сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, в отличие от других видов МФО, в достаточной степени представлены различные категории заемщиков, хотя четко прослеживается и специализация этой формы потребительской кооперации - 79% СКПК работают с К(ф)Х.
География российского микрофинансового сектора
Численность организаций, занимающихся микрофинансированием, в разных регионах России неодинакова. Выделяются территории-лидеры: Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа; меньше всего МФО зарегистрировано в Уральском федеральном округе (рис. 2).
Такой характер территориального распределения МФО обусловлен несколькими факторами. Во-первых, географией реализации первых пилотных российских и международных программ микрофинансирования на территории России, давших старт развитию этого механизма финансовой поддержки бизнеса. Основными регионами развертывания микрофинансовых программ, финансируемых международными организациями, стали: Центральная Россия, Поволжье и Дальний Восток. Во-вторых, территориальное распределение МФО обусловлено уровнем развития регионального законодательства. Например, в Волгоградской области создана уникальная законодательная база, устанавливающая и регулирующая границы деятельности потребительской кооперации. В-третьих - отношением региональных и местных властей. Там, где руководство региона стремится поддерживать малое предпринимательство, рынок микрофинансирования более развит (рис. 3). Кроме того, из-за несовершенства, нечеткости законодательного регулирования деятельности МФО позиция региональной и местной власти по отношению к МФО приобретает особое значение. Безусловно, география распространения МФО связана также с общим уровнем развития региона, главным образом его финансового рынка, и наличием клиентской базы. Следует отметить, что в достаточно большом числе регионов (более 20) вообще не выявлено микрофинансовых программ.

"Рис. 2. География деятельности МФО"

"Рис. 3. Число субъектов малого предпринимательства, тыс. ед."
Содействие развитию микрофинансирования
в России. Необходимые меры
С учетом того, что российский рынок микрофинансовых услуг появился относительно недавно, у него хорошие перспективы для развития в России. Назовем несколько причин.
Во-первых, это высокая действенность (качественное соответствие характера спроса и предложения) микрофинансового инструмента в расширении доступа субъектам малого предпринимательства к внешнему финансированию.
Во-вторых, реально существующий и весьма значительный спрос на подобного рода услуги. Следует отметить эффективность и финансовую устойчивость организаций, работающих в этом сегменте (говоря о финансовой эффективности, нужно подчеркнуть, что риски портфелей у большинства российских МФО отвечают международным нормам и не превышают 4-процентный рубеж). Уровень возвратности здесь практически такой же, как в банковском секторе. Уровень просрочек в российских МФО, как правило, не превышает 3%. Кроме того, микрофинансовые организации работают с достаточной рентабельностью: в среднем операционная окупаемость составляет 127%.
В-третьих, активные процессы по институциализации этого рынка и формированию единых стандартов деятельности.
В этой связи хотелось бы также отметить следующее. Опыт других государств, в частности стран Западной Европы и США, свидетельствует об устойчивом сосуществовании различных форм финансовых посредников на рынке возвратного финансирования малого бизнеса (банков, кредитных кооперативов, некоммерческих МФО). Это позволяет предполагать, что аналогичным образом будет развиваться и российский микрофинансовый рынок.
Однако очевидно, что дальнейшее развитие микрофинансовой отрасли в России зависит от решения ряда важных задач:
совершенствования законодательства, обеспечивающего эффективное функционирование микрофинансовых механизмов. Здесь необходимо отдельно выделить:
- принятие пакета федеральных законов по кредитной кооперации, в том числе рамочного закона "О кредитной кооперации в Российской Федерации", и внесение изменений в отраслевые законы о сельскохозяйственной потребительской кооперации и кредитных потребительских кооперативах граждан;
- упрощение требований Банка России к регистрации и деятельности небанковских депозитно-кредитных организаций в целях создания специального класса кредитных МФО, в первую очередь на базе крупных фондов поддержки малого предпринимательства;
- дальнейшее совершенствование банковского законодательства и ряда инструкций ЦБ РФ в целях роста интереса банков к кредитованию малого бизнеса и взаимодействию с небанковскими микрофинансовыми институтами;
устранения административных барьеров для деятельности микрофинансовых организаций в регионах;
реализации специальных государственных целевых программ по развитию микрофинансирования, таких, как пилотная программа развития малого предпринимательства Минэкономразвития России в 2005 и 2006 годах;
подготовки кадров для микрофинансовых организаций;
развития системы стандартов, направленного на повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности рынка микрофинансирования.
Дальнейшее развитие инфраструктуры микрофинансирования в России
Для содействия комплексному решению вышеназванных проблем микрофинансирования 9 февраля 2006 г. было учреждено некоммерческое партнерство "Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка" (НАУМИР).
Новая организация должна стать дискуссионной и договорной площадкой в области микрофинансирования для организаций, ведущих такую деятельность, инвесторов, представителей органов государственной власти и иных участников отношений по микрофинансированию. К задачам новой структуры отнесено также создание благоприятного и адекватного общественного мнения о деятельности в области микрофинансирования членов Ассоциации.
Ассоциация не подменяет собой деятельность своих членов и не ставит своей задачей прямое представление интересов организаций, являющихся учредителями, участниками, членами, клиентами юридических лиц - членов Ассоциации.
С инициативой создания НАУМИР выступили Российский микрофинансовый центр, Ассоциация российских банков, Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса "Развитие", Национальный союз некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи при активном содействии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Кроме того, о поддержке НАУМИР и вступлении в ее ряды уже заявили ряд других организаций.
Председателем Наблюдательного Совета НАУМИР избран Виктор Ермаков - член Правления ТПП РФ, Генеральный директор Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Председатель Правления Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса "Развитие".
Председателем Совета - высшего органа НАУМИР - стал Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Президентом НАУМИР избран Директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута.
Органы управления НАУМИР формируются на обновляемой один раз в год основе с целью наилучшего представления интересов и подтверждения равнозначности для рынка различных типов организаций, являющихся членами НАУМИР.
В пресс-конференции по случаю создания новой ассоциации приняли участие руководители организаций - учредителей НАУМИР, а также представители органов власти РФ, давших свое согласие на участие в деятельности попечительского совета: Заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Анатолий Аксаков, заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Елена Панина, Начальник отдела Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Наталья Ларионова, представители Минфина России, ЦБ РФ, лидеры ряда российских общественных объединений, микрофинансовых организаций.
Члены попечительского совета и участники пресс-конференции подчеркнули важность консолидации субъектов микрофинансового рынка для решения задачи кредитования мелкого бизнеса и повышения уровня жизни малообеспеченного населения.
Так, Михаил Николаев, один из политиков, давно и последовательно поддерживающих развитие кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности в целом как важного компонента финансового рынка, в своем выступлении отметил, что прошлый год прошел как Всемирный год микрофинансирования ООН. В бюджете впервые было выделено 1,5 млрд руб. на развитие малого бизнеса и микрофинансирования, в текущем году на эти цели выделяется уже 3 млрд руб. Это говорит о том, что государство начинает воспринимать микрофинансирование как динамично развивающийся сектор экономики.
Под эгидой Совета Федерации прошла конференция по вопросам развития кооперации, на которой было уделено особое внимание развитию сельских кредитных потребительских кооперативов. На сегодняшний день фермерские хозяйства, не имея эффективного доступа к кредитным ресурсам, не получая столь необходимой им поддержки, все же дают 57% валового производства сельскохозяйственной продукции.
С 2006 года начинают работать национальные проекты поддержки фермерских хозяйств, сельскохозяйственных товаропроизводителей. В них впервые предусматривается, что кредитные ставки, получаемые фермерскими хозяйствами, домашними хозяйствами на селе, будут частично погашаться за счет бюджета. Задача таких программ - максимально охватить кредитованием нашу "глубинку", те населенные пункты, которые расположены вдали от крупных городов. Пока микрофинансирование сюда не дошло. Поэтому, хотя в России уже сейчас действует свыше 600 сельских кредитных потребительских кооперативов, задача состоит в том, чтобы в текущем году удвоить эту цифру, а в следующем - создать еще 1200 СКПК, словом, за два года дойти до каждого, даже самого отдаленного, населенного пункта.
Необходимо выделить более 100 тыс. кредитов, привлечь более 20 млрд руб. в сельское хозяйство. Но помимо денежных ресурсов необходима инфраструктура микрокредитования села и малых городов России. Созданные за годы советской власти предприятия местной промышленности, бытовые комбинаты разрушены. Между тем малые города - это треть населения страны и более 40% основных фондов.
Соответственно главная задача, стоящая перед НАУМИР, - развитие микрофинансирования в малых городах, удаленных населенных пунктах.
Законодательная база для этого существует: есть законы о сельскохозяйственной кооперации, о кредитных потребительских кооперативах граждан, но с учетом сегодняшних реалий необходимо принять и общий закон о кредитной кооперации. Я убежден, сказал в заключение своего выступления М. Николаев, что в первом полугодии этот закон должен быть принят. 16 млн домашних хозяйств, 260 тыс. фермерских хозяйств - все ожидают микрокредитования, чтобы иметь возможность начать свой бизнес и своим трудом создавать собственное благополучие.
Заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Анатолий Аксаков отметил, что, несмотря на стремительный рост микрофинансирования в последние годы, потребность в финансово-кредитных ресурсах для малого и среднего бизнеса удовлетворена сегодня не более чем на 10%. Проблема в том, что отсутствует комплексная система развития микроэкономики. Поэтому необходимо, во-первых, создать систему управления, ресурсную систему, во-вторых, систему управления рисками, систему защиты от рисков. Для этого требуется соответствующее законодательное решение.
Наряду с развитием законодательства о кредитной кооперации важную роль должно сыграть принятие закона о Российском банке развития и в целом совершенствование банковского законодательства. По сути банки - это первый уровень распределения денежных ресурсов, второй уровень - небанковские кредитные организации, нормативная база которых тоже нуждается в существенном развитии. Именно поэтому создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства о небанковских кредитных организациях. Третий уровень - это кредитные кооперативы и фонды поддержки предпринимательства. А. Аксаков выразил готовность помочь скорейшему принятию во втором чтении проекта закона "О кредитной кооперации", а также отметил необходимость принятия закона "О потребительском кредитовании", развития законодательства о залоге.
Начальник отдела Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Наталья Ларионова подчеркнула, что для принятия взвешенных государственных решений в сфере микрофинансирования необходим партнер - организация, которая выражала бы общее мнение и выступала экспертом по тем проектам, которые затрагивают интересы микрофинансового сообщества. Успешность такого сотрудничества уже была подтверждена на практике: созданный в 2005 году Межведомственный совет по микрофинансированию при Минэкономразвития России помог как в практической реализации мероприятий в рамках Всемирного года микрофинансирования, так и в организации экспертного сопровождения ряда инициатив Министерства. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем для обсуждения и скорейшего принятия закона о кредитной кооперации, решения проблем, связанных с развитием фондов поддержки малого предпринимательства, создания условий для их трансформации в небанковские депозитно-кредитные организации, совершенствования системы отчетности, системы обязательных экономических нормативов и т.д.
Поскольку без Банка России целостная эволюция финансово-кредитной системы невозможна, большой интерес участников пресс-конференции вызвало выступление советника Первого заместителя Председателя Банка России Игоря Бубнова. Он назвал микрофинансирование одной из форм посредничества на финансовом рынке и отметил, что эта форма также должна развиваться цивилизованно.
Несмотря на то что кредитные потребительские кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства, другие микрофинансовые организации не подпадают под регулирование и надзор Банка России, он внимательно отслеживает изменения в правовом регулировании их статуса и деятельности, поскольку эти изменения не должны нарушать общую конструкцию финансово-кредитного регулирования в государстве.
И. Бубнов подчеркнул, что в Законе "О банках и банковской деятельности" дана слишком узкая формулировка понятия кредитной организации: это только коммерческая организация, более того - только хозяйственное общество. Между тем необходимо создание кредитных организаций в разных хозяйственных и организационно-правовых формах. Банк России заинтересован в развитии этой формы посредничества, чтобы формировать конкурентную среду, удовлетворять потребности заемщиков в удаленных районах, где нет банков.
М.В. Мамута,
президент Национальной Ассоциации участников микрофинансового
рынка, Директор Российского микрофинансового центра
Г.А. Ермилова,
эксперт Ресурсного центра малого предпринимательства
"Банковское кредитование", N 2, март-апрель 2006 г.
|
Разделы сайта "Бизнес в кредит.ру"
В помощь бизнесу:
|